
Чтобы вредные вещества из выхлопных газов не попадали в окружающую среду, применяют различные способы очистки. Один из наиболее эффективных — установка специального фильтра, известного как каталитический нейтрализатор выхлопных газов, или просто катализатор. Его неисправность не всегда заметна сразу: забивание или разрушение устройства может долго оставаться незамеченным. Поэтому важно знать характерные признаки, которые указывают на проблемы с катализатором.
Понимание того, что именно ускоряет поломку и полный выход из строя катализатора, облегчает ситуацию. Можно предупредить появление негативных последствий, обеспечить непрерывную эффективную работу авто. Обычно все начинается с применения низкокачественного топлива. В лучшем случае нейтрализатор быстрее загрязняется, а в худшем – его приходится менять из-за слоя нагара и повреждения ячеек вследствие оплавления т. к. догорание топлива происходит уже в самом в нейтрализаторе.
Другие причины:
Если устранить перечисленные причины, можно увеличить срок эксплуатации катализатора.
CheckEngine не всегда показывает, что каталитический нейтрализатор стал работать хуже. Такая вероятность есть, когда засорение происходит не слишком интенсивно. Нельзя исключать и случайного срабатывания CheckEngine по другим причинам, даже если катализатор в хорошем состоянии. Тогда можно обращать внимание на косвенные признаки его засорения:
Машины на бензиновом или дизельном топливе иначе «звучат» на старте – появляется неприятный скрежет, а иногда стрелка тахометра ведет себя нехарактерно (залегает или остается в пределах 2000-4000 об/мин). Параметры, которые визуально определяются,
тоже важны: цвет и запах выхлопных газов. Когда катализатор забивается, появляется «нотка» сероводорода, а оттенок становится более сизым. Во время езды тоже можно отменить изменения в работе двигателя – обороты «скачут» (хаотично нарастают, снижаются).
Понять, насколько сильно ухудшается работа двигателя, можно, если представить себе, как выглядит катализатор: через забившиеся мелкие ячейки намного сложнее проходят большие объемы отработанных газов. В результате они не позволяют топливно-воздушной смеси наполнять камеру. Так начинаются сложности в работе авто, которые в дальнейшем приводят к серьезным проблемам.
Необязательно осматривать авто, чтобы поставить «диагноз». При полном или частичном разрушении катализатор нужно менять. Определить это можно по нескольким признакам:
Все признаки косвенные. Чтобы делать какие-либо выводы, нужно все же оценивать работу двигателя в комплексе, обращая внимания на большинство или сразу все перечисленные факторы.
Есть более точные способы определить состояние каталитического нейтрализатора. Все они требуют применения специального оборудования, но дают ответ сразу же:
В сервисном центре проведут осмотр этого узла путем демонтажа. Это можно сделать, если конструкция выхлопной системы более простая. Также используют подручные способы – закрыть отверстие выхлопной трубы простой перчаткой. Если катализатор исправен, на холостых оборотах будут ощущаться сильные толчки. Также используют пирометр, чтобы сравнить температуру на входе и выходе выхлопной трубы. Но метод не самый точный – сильные отклонения или их полное отсутствие могут говорить и о других проблемах.
Помимо очевидного вреда для окружающей среды (выхлопные газы содержат больше токсичных компонентов)., нужно помнить и о рисках для автомобиля. Управлять им будет сложнее и дороже (стоимость ремонта возрастает из-за поломок соседних узлов, к тому же топливо расходуется интенсивнее). Лучше вовремя реагировать на забившийся нейтрализатор. Это также сделает поездки более комфортными.