
Современные авто обеспечивают комфорт, и должны соответствовать строгим экологическим стандартам. Один из элементов, отвечающих за снижение вредных выбросов – катализатор. Это устройство, которое превращает опасные вещества в безопасные компоненты.
За последнее время популярность скупки катализаторов значительно выросла, что связано с ценностью содержащихся в них драгоценных металлов. Что же находится внутри этих элементов, зачем их скупают и какова роль драгоценных металлов в этом процессе.
Катализатор ставится в системе выпуска выхлопных газов автомобиля. Он преобразовывает токсичные соединения оксидов азота (NOx), углеводородов (HC) и монооксида углерода (CO) в безвредные компоненты: азот (N₂), воду (H₂O) и диоксид углерода (CO₂).
Снаружи – это корпус из стального сплава. Внутри него рабочий блок с ячейками, датчик, фиксирующий загрязненность выхлопных газов и защитный кожух. Среди них есть и ценная деталь – носитель, именно на нем и находится то, за что ценятся катализаторы при скупке.
Обычно это пластины из металла или керамики с сотами, которые увеличивают площадь рабочей поверхности. На них нанесены очень тонкие слои драгоценных металлов: именно они отвечают за каталитическую активность устройства.
Платина, палладий и родий — основные компоненты современных нейтрализаторов. Их ценность обусловлена уникальными свойствами:
Драгоценные металлы содержатся в небольших количествах — как правило, всего несколько граммов каждого вида. В сумме их масса на один катализатор может достигать 15 граммов. На мощных дизельных иномарках в основном платина, занимающая второе место по цене из этих трех металлов. На напылении катов, которые установлены в машинах с бензиновым ДВС, больше палладия и родия. На биржевом рынке курсы драгоценных металлов периодически меняются, но даже за самый дешевый из них дают от 30$ за грамм.
Содержание ценных металлов. с одной стороны минимально, это максимум 0,8% от веса катализатора. По усредненным показателям с одного устройства можно извлечь до 1,4 грамма палладия, 2 грамма платины и всего шестую часть от грамма самого дорого металла родия. Несмотря на малое содержание драгоценного сырья, б/у катализаторы остаются привлекательным объектом для скупки.
Причины популярности скупки катализаторов связаны с высокой ценностью содержащихся в них драгоценных металлов. После эксплуатации или повреждения автомобильного нейтрализатора его можно отдать на переработку. Мы отдаем катализаторы на переработку, чтобы из них извлекли драгоценные металлы, а затем продаем их. Владельцы автомобилей часто меняют старые или поврежденные нейтрализаторы на новые или б/у аналоги, что создает рынок для скупки старых устройств.
Ресурс отработавшего катализатора заканчивается после примерно 150 тысяч км пробега. Деталь может выходить из строя и раньше срока, и позже ее меняют. Автомастерские обычно отдают вышедшие из строя запчасти после ремонта. Поэтому владельцы автомобилей могут сдать их в скупку и выручить некоторую сумму. Скупка катализаторов включает несколько этапов:
Качество исходного материала влияет на итоговую стоимость: чем выше содержание драгоценных металлов, тем выгоднее сдавать нейтрализаторы.
Рынок скупки б/у катализаторов работает повсеместно во многих странах. В Беларуси он популярен среди автомастерских, пунктов приема вторсырья и частных лиц. Основные покупатели — компании по переработке драгоценных металлов, которые занимаются извлечением ценных компонентов из старых нейтрализаторов. Владельцы автомобилей тоже извлекают пользу. Появляется возможность заработать на старых или поврежденных нейтрализаторах. Вырученные средства можно направить на покупку новых запчастей или ремонт авто, или использовать на любые другие цели.
В условиях растущего спроса на экологически чистые технологии рынок скупки катализаторов продолжает развиваться, предоставляя возможность владельцам автомобилей получать дополнительный доход при утилизации старых устройств. Их содержимое в виде платины, палладия и родия делает б/у нейтрализаторы ценным ресурсом для скупки и переработки. А переработка сохраняет природные ресурсы и снижает негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду.