
Каталитический нейтрализатор, как и любая другая деталь автомобиля, нуждается в регулярном контроле и обслуживании. Даже если внешних признаков его неисправности пока нет, стоит помнить: после пробега в 100–150 тысяч километров вероятность появления проблем существенно возрастает.
Принцип работы катализатора основан на химических реакциях, которые протекают на поверхности активных веществ. Именно благодаря этому вредные компоненты выхлопа преобразуются в менее опасные, и воздух становится чище. Однако со временем слой активных металлов подвергается разрушению и перестаёт выполнять свои функции.
Эксплуатация автомобиля с неисправным или полностью удалённым катализатором приводит к тому, что в окружающую среду и даже в салон машины начинают попадать опасные газы. В этом случае выхлоп становится не только вредным для экологии, но и небезопасным для водителя и пассажиров.
В нормальных условиях катализатор преобразует токсичные вещества в относительно безвредные соединения без запаха. Но при засорении этого не происходит: в воздухе появляется характерный «сернистый» запах, свидетельствующий о проблемах.
Ещё один тревожный сигнал — металлический дребезг. Он возникает из-за того, что внутренняя керамическая часть катализатора начинает разрушаться и отделяться. Отколовшиеся элементы способны заблокировать прохождение выхлопных газов, что в тяжёлых случаях приводит к остановке работы двигателя.
Среди прочих симптомов неисправного катализатора можно выделить:
Важно помнить: сбои зажигания могут быть связаны не только с катализатором, поэтому перед заменой деталей нужно провести диагностику и проверить его состояние.
Иногда катализатор выходит из строя значительно раньше срока, заявленного производителем. Его ресурс может сократиться из-за различных факторов эксплуатации. Наиболее распространённые причины следующие:
Наилучший способ избежать серьёзных проблем — регулярно проходить техническое обслуживание и обращать внимание на малейшие изменения в работе автомобиля. Водителю важно знать характерные признаки неисправности катализатора, чтобы вовремя заметить его выход из строя и предотвратить дорогостоящий ремонт.